Закон Украины «О Национальной полиции»

 Законы          Обсудить

Статья 1. Национальная полиция Украины

1. Национальная полиция Украины (далее — полиция) — это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержание публичной безопасности и порядка.

2. Деятельность полиции направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел Украины согласно закону.


Статья 2. Задачи полиции

1. Задачами полиции является предоставление полицейских услуг в сферах:

1) обеспечение публичной безопасности и порядка;

2) охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;

3) противодействия преступности;

4) предоставление в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые из личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.


Статья 3. Правовая основа деятельности полиции

1. В своей деятельности полиция руководствуется Конституцией Украины, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, этим и другими законами Украины, актами Президента Украины и постановлениями Верховной Рады Украины, принятыми согласно Конституции и законов Украины, актами Кабинета Министров Украины, а также изданными в соответствии с ним актами Министерства внутренних дел Украины, другими нормативно-правовыми актами.


Статья 6. Верховенство права

1. Полиция в своей деятельности руководствуется принципом верховенства права, согласно которому человек, его права и свободы признаются наивысшими ценностями и определяют содержание и направленность деятельности государства.

2. Принцип верховенства права применяется с учетом практики Европейского суда по правам человека.


Статья 7. Соблюдение прав и свобод человека

1. Во время выполнения своих задач полиция обеспечивает соблюдение прав и свобод человека, гарантированных Конституцией и законами Украины, а также международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и способствует их реализации.

2. Ограничение прав и свобод человека допускается исключительно на основаниях и в порядке, определенных Конституцией и законами Украины, по крайней необходимости и в объеме, необходимом для выполнения задач полиции.

3. Осуществление мер, ограничивающих права и свободы человека, должно быть немедленно прекращено, если цель применения таких мер достигнута или нет необходимости дальнейшего их применения.

4. Полицейским при любых обстоятельствах запрещено способствовать, осуществлять, подстрекать или терпимо относиться к любым формам пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В случае выявления таких действий каждый полицейский обязан немедленно принять все возможные меры по их прекращению и обязательно доложить непосредственному руководству о фактах пыток и намерения их применения. В случае сокрытия фактов пыток или других видов ненадлежащего обращения полицейскими руководитель органа в течение суток с момента получения сведений о таких фактах обязан инициировать проведение служебного расследования и привлечения виновных к ответственности.

В случае выявления таких действий полицейский обязан уведомить об этом орган досудебного расследования, уполномоченный на расследование соответствующих преступлений, совершенных полицейскими.

5. В деятельности полиции запрещаются любые привилегии или ограничения по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, местожительства, по языковым или другим признакам.


Статья 8. Законность

1. Полиция действует исключительно на основании, в пределах полномочий и в способ, определенные Конституцией и законами Украины.

2. Полицейскому запрещено выполнять преступные или явно незаконные распоряжения и приказы.

3. Приказы, распоряжения и поручения вышестоящих органов, руководителей, должностных и служебных лиц, служебная, политическая, экономическая или иная целесообразность не могут быть основанием для нарушения полицейским Конституции и законов Украины.


Статья 9. Открытость и прозрачность

1. Полиция осуществляет свою деятельность на принципах открытости и прозрачности в пределах, определенных Конституцией и законами Украины.

2. Полиция обеспечивает постоянное информирование органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также общественности о деятельности в сфере охраны и защиты прав и свобод человека, противодействия преступности, обеспечения публичной безопасности и порядка.

3. Полиция обеспечивает доступ к публичной информации, владельцем которой она является, в порядке и согласно требований, определенных законом.

4. Полиция может публиковать (распространять) информацию с ограниченным доступом только в случаях и в порядке, определенных законом.

5. Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность полиции, обязательно обнародуются на веб-портале центрального органа управления полиции. Нормативно-правовые акты с ограниченным доступом обнародуются в случаях и в порядке, определенных законом.

6. Проекты нормативно-правовых актов, касающихся прав и свобод человека, обязательно проходят общественное обсуждение в порядке, определенном Министром внутренних дел Украины.


Статья 12. Непрерывность

1. Полиция обеспечивает непрерывное и круглосуточное выполнение своих задач. Каждый имеет право в любое время обратиться за помощью к полиции или полицейского.

2. Полиция не имеет права отказать в рассмотрении или отложить рассмотрение обращений относительно обеспечения прав и свобод человека, юридических лиц, интересов общества и государства от противоправных посягательств со ссылкой на выходной, праздничный или нерабочий день или по окончании рабочего дня.


Статья 17. Полицейский

1. Полицейским является гражданин Украины, который принял Присягу полицейского, проходит службу на соответствующих должностях в полиции и которому присвоено специальное звание полиции.

2. Полицейский имеет служебное удостоверение и специальный жетон. Образцы и порядок выдачи служебных удостоверений и специальных жетонов утверждает Министр внутренних дел Украины.


Статья 18. Основные обязанности полицейского

1. Полицейский обязан:

1) неуклонно придерживаться положений Конституции Украины, законов Украины и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность полиции, и Присяги полицейского;

2) профессионально выполнять свои служебные обязанности в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, должностных (функциональных) обязанностей, приказов руководства;

3) уважать и не нарушать прав и свобод человека;

4) оказывать неотложную, в частности домедицинскую и медицинскую, помощь лицам, которые пострадали в результате правонарушений, несчастных случаев, а также лицам, оказавшимся в беспомощном состоянии либо состоянии, опасном для их жизни или здоровья;

5) сохранять информацию с ограниченным доступом, которая стала ему известна в связи с выполнением служебных обязанностей;

6) информировать непосредственного руководителя об обстоятельствах, исключающих его дальнейшую службу в полиции или пребывания на занимаемой должности.

2. Полицейский на всей территории Украины независимо от должности, которую он занимает, местонахождения и времени суток в случае обращения к нему каких-либо лиц с заявлением или сообщением о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения таких событий обязан принять необходимые меры с целью спасения людей, оказания помощи лицам, которые в ней нуждаются, и сообщить об этом ближайший орган полиции.

3. Обращаясь к лицу, или в случае обращения лица к полицейскому, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информацией, не выпуская его из рук.

4. Дополнительные обязанности, связанные с прохождением службы полицейским в полиции, могут быть возложены на него исключительно законом.


Статья 19. Виды ответственности полицейских

1. В случае совершения противоправных деяний полицейские несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законом.

2. Основания и порядок привлечения полицейских к дисциплинарной ответственности, а также применения к ним поощрений определяются Дисциплинарным уставом Национальной полиции Украины, который утверждается законом.

3. Государство в соответствии с законом возмещает ущерб, причиненный физическому или юридическому лицу решениями, действием или бездействием органа или подразделения полиции, полицейским при осуществлении ими своих полномочий.


Статья 20. Униформа полицейских

1. Полицейские имеют единую униформу. Полицейский получает униформу бесплатно.

2. Образцы предметов униформы полицейских утверждает Кабинет Министров Украины.

3. На униформе полицейского размещается нагрудный знак с четким указанием его специального жетона.

Полицейскому запрещено снимать с униформы или скрывать нагрудный знак, а также любым другим образом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств.

Полицейский, который выполняет функции в гражданской одежде, обязан иметь при себе нагрудный знак, предусмотренный этой частью, кроме случаев, когда наличие нагрудного знака препятствует проведению негласной следственной (розыскной) действия.

Полицейским подразделения специального назначения номер нагрудного знака дополнительно указывается на униформе и на шлеме таким образом, чтобы его было возможно прочитать или зафиксировать с помощью технических средств, кроме случаев, когда такие полицейские в соответствии с решениями уполномоченных лиц полиции выполняют задачи в режиме секретности.

4. Правила ношения и нормы принадлежности униформы полицейских утверждает Министр внутренних дел Украины.

5. Использование специальных званий, отличий, формы и служебного удостоверения полицейского лицом, не являющимся полицейским, запрещено и влечет ответственность согласно закону.


Статья 27. Использование полицией информационных ресурсов

1. Полиция имеет непосредственный оперативный доступ к информации и информационным ресурсам других органов государственной власти с обязательным соблюдением Закона Украины «О защите персональных данных».

2. Информация о доступе к базе (банку) данных должна фиксироваться и храниться в автоматизированной системе обработки данных, включая информацию о полицейском, который получил доступ, и объем данных, доступ к которым был получен.

3. Каждое действие полицейского по получению информации из информационных ресурсов, предусмотренных статьями 26, 27 настоящего Закона, фиксируется в специальном электронном архиве, ведение которого возлагается на службу информационных технологий Министерства внутренних дел Украины.

В электронном архиве фиксируются фамилия, имя, отчество и номер специального жетона полицейского, вид полученной информации, реестр, из которого была получена информация, время получения информации и другие данные, необходимые для идентификации полицейского, который получал информацию из реестров.


Статья 28. Ответственность за противоправное использование информационных ресурсов

1. Полиция предпринимает все меры для недопущения любых нарушений прав и свобод человека, связанных с обработкой информации.

2. Полицейские несут персональную дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за совершенные ими деяния, которые привели к нарушениям прав и свобод человека, связанных с обработкой информации.

3. Министерство внутренних дел Украины в пределах компетенции осуществляет контроль за соблюдением требований законов и других нормативно-правовых актов при формировании и пользования полицейскими информационными базами (банками) данных в порядке, определенном в статьях 26, 27 этого Закона.


Статья 31. Превентивные полицейские меры

1. Полиция может применять такие превентивные меры:

1) проверка документов лица;

2) опрос лица;

3) поверхностная проверка и осмотр;

4) остановка транспортного средства;

5) требование оставить место и ограничения доступа к определенной территории;

6) ограничение передвижения лица, транспортного средства или фактического владения вещью;

7) проникновение в жилище или другое владение лица;

8) проверка соблюдения требований разрешительной системы органов внутренних дел;

9) применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото — и киносъемки, видеозаписи, средств фото — и киносъемки, видеозаписи;

10) проверка соблюдения ограничений, установленных законом в отношении лиц, находящихся под административным надзором, и других категорий лиц;

11) полицейское попечение.

2. Во время проведения превентивных полицейских мер, полиция обязана сообщить лицу о причинах применения к ней превентивных мер, а также довести до его сведения нормативно-правовые акты, на основании которых применяются такие меры.


Статья 32. Проверка документов лица

1. Полицейский имеет право потребовать у лица предъявления им документов, удостоверяющих личность, и/или документов, подтверждающих соответствующее право лица, в таких случаях:

1) если лицо владеет внешними признакам, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;

2) если существует достаточно оснований считать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;

3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;

4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить эти права другим образом невозможно;

5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной события;

6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.


Статья 33. Опрос лица

1. Полицейский может опросить лицо, если существует достаточно оснований считать, что она владеет информацией, необходимой для выполнения полицейских полномочий.

Для опроса полицейский может пригласить человека в полицейское помещение.

2. Предоставление лицом информации является добровольным. Лицо может отказаться от предоставления информации. Проведение опроса несовершеннолетних допускается только с участием родителей (одного из них), другого законного представителя или педагога.

3. Перед проведением опроса лица полицейский разъясняет ему основания и цели применения полицейского мероприятия, если это не помешает выполнению полицией полномочий, возложенных на нее настоящим Законом.


Статья 34. Поверхностная проверка

1. Поверхностная проверка как превентивный полицейский мероприятие является осуществлением визуального осмотра лица, проведением по поверхности наряда лица рукой, специальным прибором или средством, визуальным осмотром вещи или транспортного средства.

2. Полицейский для осуществления поверхностной проверки личности может останавливать лиц и/или осматривать их, если существует достаточно оснований считать, что лицо имеет при себе вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью такого лица или других лиц.

3. Поверхностная проверка осуществляется полицейским соответствующего пола. В неотложных случаях поверхностную проверку может осуществить любой полицейский только с использованием специального прибора или средства.

4. Полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:

1) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;

2) если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью такого лица или других лиц;

3) если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения и/или находится в том месте, где может быть совершено уголовное правонарушение, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

5. Поверхностная проверка вещи или транспортного средства осуществляется путем визуального осмотра вещи и/или транспортного средства или визуального осмотра салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки имеет право требовать открыть крышку багажника и/или двери салона.

6. Во время поверхностной проверки вещи или транспортного средства лицо должно самостоятельно показать полицейскому содержание личных вещей или транспортного средства.

7. При выявлении в ходе поверхностной проверки каких-либо следов правонарушения полицейский обеспечивает их сохранность и осмотр в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовного процессуального кодекса Украины.


Статья 35. Остановка транспортного средства

1. Полицейский может останавливать транспортные средства в случае:

1) если водитель нарушил Правила дорожного движения;

2) если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;

3) если есть информация, свидетельствующая о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения или если есть информация, свидетельствующая о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения;

4) если транспортное средство находится в розыске;

5) если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;

6) если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля во время оформления протоколов об административных правонарушениях или материалов дорожно-транспортных происшествий;

7) если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;

8) если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;

9) нарушение порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств;

10) если остановка транспортного средства, зарегистрированного в другой стране, осуществляется с целью выявления его передачи во владение, пользование или распоряжение лицам, которые не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не размещали в таможенный режим транзита.

2. Полицейский обязан останавливать транспортные средства в случае:

1) если есть информация, что свидетельствует о нарушении владельцем транспортного средства таможенных правил, выявленных органами доходов и сборов в соответствии с Таможенным кодексом Украины, а именно: нарушение сроков временного ввоза и/или перемещение в таможенном режиме транзита другого транспортного средства личного пользования, использование такого транспортного средства для целей предпринимательской деятельности и/или получения доходов в Украине, разукомплектации или передачу во владение, пользование или распоряжение такого транспортного средства лицам, которые не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не размещали в таможенный режим транзита;

2) если есть информация, свидетельствующая о том, что транспортное средство, которое зарегистрировано в другой стране, не зарегистрировано в установленные законодательством сроки или находится на территории Украины с нарушением сроков временного ввоза и/или перемещение в таможенном режиме транзита, используется для целей предпринимательской деятельности и/или получения доходов в Украине, или передано во владение, пользование или распоряжение лицам, которые не ввозили такое транспортное средство на таможенную территорию Украины или не размещали в таможенный режим транзита.

3. Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в этой статье.


Статья 36. Требование оставить место и ограничения доступа на определенную территорию

1. Полицейский уполномочен требовать от лица (лиц) оставить определенное место на определенный срок или запретить лицам доступ к определенной территории или объектов, если это необходимо для обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей, для сохранения и фиксации следов правонарушения.

2. Полицейский может ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц и автомобильных дорог в случае задержания лиц в соответствии с законом, во время аварий, других чрезвычайных ситуаций, если это необходимо для обеспечения публичной безопасности и порядка, охраны жизни и здоровья людей.


Статья 37. Ограничение передвижения лица или транспортного средства или фактического владения вещью

1. Полиция уполномочена задерживать лицо на основаниях, в порядке и на сроки, определенные Конституцией Украины, Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях, а также другими законами Украины.

2. Отсчет времени удержания задержанной физического лица в специально отведенных для этого помещениях считается с момента ее фактического задержания.

3. В случаях, определенных частью второй этой статьи, полицейские должны немедленно вызвать медицинских работников к месту фактического нахождения таких лиц, а также, по возможности, проинформировать членов семьи.

4. Полицейский может временно ограничить фактическое владение вещью или передвижение транспортного средства для предотвращения опасности, если есть достаточные основания считать, что вещь или транспортное средство могут быть использованы лицом с целью посягательства на свою жизнь и здоровье или на жизнь или здоровье другого человека, или повреждения чужой вещи. По требованию лица полицейский обязан сообщить о причинах применения им соответствующих мер.

Ограничение фактического владения вещью осуществляется на основаниях и в порядке, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины и Кодексом Украины об административных правонарушениях.

5. Ограничение фактического владения вещью осуществляется путем изъятия вещи у ее фактического владельца, ограничения ее переноски или перевозки.

Полицейский обязан в письменной форме уведомить своего руководителя о временном ограничении фактического владения вещью лица, а также обязан составить протокол об осуществлении временного ограничения фактического владения вещью и вручить протокол этому лицу.

6. Временное ограничение передвижения лица и перенос или перевозка вещи немедленно прекращается, если нет необходимости осуществлять такую меру.


Статья 40. Применение технических приборов и технических средств, имеющих функции фото — и киносъемки, видеозаписи, или средств фото — и киносъемки, видеозаписи

1. Полиция для обеспечения публичной безопасности и порядка может закреплять на форменной одежде, служебных транспортных средствах, монтировать/размещать по внешнему периметру дорог и зданий автоматическую фото — и видеотехнику, а также использовать информацию, полученную с автоматической фото — и видеотехники, что находится в чужом владении, с целью:

1) предупреждение, выявление или фиксирование правонарушения, охраны общественной безопасности и собственности, обеспечение безопасности лиц;

2) обеспечение соблюдения правил дорожного движения.

2. Информация о смонтированную/размещенную автоматическую фототехнику и видеотехнику должна быть размещена на видном месте.


Статья 43. Порядок применения полицейских мер принуждения

1. Полицейский обязан заранее предупредить лицо о применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и предоставить ему достаточно времени для выполнения законного требования полицейского, кроме случая, когда промедление может повлечь посягательство на жизнь и здоровье лица или и/или полицейского или иные тяжкие последствия, или в ситуации такое предупреждение является неоправданным или невозможным.

2. Предупреждение может быть сделано голосом, а при значительном расстоянии или обращении к большой группе людей — через громкоговорящие установки, усилители звука.

3. Вид и интенсивность применения мер принуждения определяются с учетом конкретной ситуации, характера правонарушения и индивидуальных особенностей лица, совершившего правонарушение.

4. Полицейские обязаны оказывать неотложную медицинскую помощь лицам, пострадавшим в результате применения мер принуждения.

5. Запрещено применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия к женщинам с явными признаками беременности, малолетних лиц, лиц с явными признаками ограниченных возможностей или старости, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения, совершения вооруженного сопротивления полицейскому, что угрожает жизни и здоровью других лиц или полицейских, если отразить такое нападение или сопротивление другими способами и средствами невозможно.

Something is wrong.
Instagram token error.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *