О новом законопроекте, который разделит букмекеров и лотереи в РФ – Мария Лепщикова

0
72

16 ноября в Госдуму поступил законопроект ПФЗ № 1076703-7, который предусматривает поправки и дополнения в законы о регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр, о лотереях и некоторые сопутствующие акты законодательства. О технической составляющей поправок мы писали ранее в разделе «Новости лотереи». Ведущий юрист в вопросах сопровождения гемблинг-сектора и глава компании «Правовая линия» разъяснила редакции Login Casino, чего стоит ждать операторам ставок на спорт и тотализаторам от новой законодательной инициативы.

О новом законопроекте, который разделит букмекеров и лотереи в РФ – Мария Лепщикова

Станет ли законопроект очередной угрозой ограничений для БК и тотализаторов?

Как напоминает эксперт, в России понятие «основанные на риске игры» делится на две составляющие:

  • азартные игры (БК, ТОТ, казино и ЗИА);
  • лотереи.

Лотереи являются основанными на риске играми, но не являются азартными. В связи с этим у лотереи и азартных игр разное нормативное регулирование, ФЗ 138 регулирует лотереи, ФЗ 244 – азартные игры. Требования по проведению лотерей немного лояльнее, чем требования к букмекерской деятельности (и в части рекламы, и в части визуального оформления процесса игры для клиента [физического лица]).

Согласно п. 24 ст. 4 ФЗ 244, сопутствующие азартным играм услуги – это в том числе услуги по распространению (реализации, выдаче) лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов, приему лотерейных ставок среди участников лотереи, выплате, передаче или предоставлению выигрышей участникам международных лотерей, которые проводятся на основании международных договоров Российской Федерации, и всероссийских государственных лотерей. Всего закон предусматривает четыре вида сопутствующих услуг: гостиничные, зрелищно-развлекательные, услуги общепита и услуги по распространению лотерей.

Таким образом, на сайтах БК и в наземных пунктах приема ставок можно распространять лотереи, требования к которым менее жесткие, чем к букмекерским пари.

Исходя из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на предотвращение использования на сайтах БК лотерей с визуализациями, сходными с визуализациями игровых автоматов и/или казино.

О новом законопроекте, который разделит букмекеров и лотереи в РФ – Мария Лепщикова

В ФЗ 244 в 2020 году уже вносились нормы, которые должны препятствовать использованию при заключении букмекерских пари визуализаций, сходных с другими видами азартных игр (казино, автоматы). Поправки вступили в силу 28 марта и 30 сентября.

Теперь же, судя по рассматриваемому законопроекту, автор хочет препятствовать использованию указанных визуализаций путем распространения лотерей через сайты БК. Для достижения этой цели автор законопроекта предлагает:

  1. Внести в п. 3 ст. 5 ФЗ 244 норму, запрещающую оказание на сайте БК сопутствующих азартным играм услуг, то есть на сайте БК нельзя будет реализовывать лотереи, как это можно сейчас в качестве сопутствующей услуги к азартным играм. Распространение лотерей наравне с гостиничными услугами и общепитом будет прерогативой только наземных заведений.
  2. Внести в п. 3 ст. 6.1. ФЗ 138 (о лотереях) норму, запрещающую при проведении лотереи осуществлять арифметические и иные математические преобразования данных и информации в визуальные образы, рисунки и символы, тождественные или сходные по степени смешения с визуальными образами, рисунками и символами, которые используются при проведении азартных игр, и образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

«Полагаю, таким образом автор законопроекта пытается препятствовать появлению на сайтах БК анимированных игр (основанных на ГСЧ) под нормативным обоснованием распространения лотерей. Возможно, действия автора законопроекта – это работа на опережение», – поясняет Мария Лепщикова.

Если проект будет принят, каких реальных изменений ожидать букмекерам и провайдерам лотереи?

О новом законопроекте, который разделит букмекеров и лотереи в РФ – Мария Лепщикова

Эксперт напоминает и о том, что в соответствии со ст. 13 ФЗ 138 существуют три лотерейных оператора:

  1. Один, определяемый Минспорта на условиях открытого конкурса.
  2. Один, определяемый Минфином на условиях открытого конкурса.
  3. Один определяется Правительством РФ (прямым указанием) и заключает соглашение о проведении лотереи с Минфином.

Все лотерейные операторы России на данный момент определены – это «Спортлото», «Гослото» и Национальная спортивная лотерея.

Национальная спортивная лотерея, очевидно, использует в самом процессе розыгрыша лотереи образы людей. С 2020 года услуги данного оператора стали доступны и на сайтах БК.

«По моему субъективному мнению, интересы других лотерейных операторов (“Гослото” и “Спортлото”) анализируемый законопроект касается в меньшей степени. Да, и большинство букмекерских контор не распространяет на своем сайте лотереи (законом разрешено распространение лотерей только трех российских вышеназванных лотерейных операторов). Таким образом, необходимо отметить, что законопроект в основном может коснуться отдельных участников рынка, а не всего сектора», – добавляет Мария Лепщикова.

Есть ли шансы у законопроекта на поддержку в Госдуме?

О новом законопроекте, который разделит букмекеров и лотереи в РФ – Мария Лепщикова

21 декабря было предложено принять законопроект к рассмотрению. Предлагаемый срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет – 25 января 2021 года.

«2020 год изобилует законопроектами, которые всегда содержат нормы об ужесточении требований к проведению основанных на риске игр, но эти нормы всегда не одинаково сказываются/могут сказаться на разных участниках рынка», – подытожила Мария Лепщикова.